воскресенье, 4 января 2015 г.

Как я привлекала своих детей к чтению



Мой опыт привлечения детей к чтению начался со старшего сына Ильи. Сейчас он уже вырос и стал самостоятельным. Но когда был маленький с самого рождения любил, чтоб ему читали.
Он рано начал говорить, знал многие сказки наизусть, часто рассказывал их с теми же интонациями, что и мама: пищал как мышка и рычал как мишка. Очень любил сказку «Пряничный домик» - это была библиотечная книжка-раскладушка с красивыми иллюстрациями. А ещё обожал стихи и отлично их запоминал. Из самых любимых были: сказки К.Чуковского, «Мой щенок С.Михалкова, «Мой Мишка» З.Александровой.
Книги Илюша не рвал, но все странички были загнуты, от частого перелистывания, да картонные книги обгрызены, наверное, от большой любви к печатному слову.
В два года мы выучили все буквы, но понять, как складывать их в слоги долго не могли. Лишь в четыре с половиной года, по   «Букварю»  Тихомировых научился читать.
 
Даже когда ребёнок сам научился читать, я продолжала ему читать вслух. Мы перечитали много детской классики. Самыми любимыми были книги Астрид Линдгрен.

Из самых любимых книг, которые читал сам были: сказочные повести А.Волкова, серия Ролинг о Гарри Поттере, рассказы о животных Сетона-Томсона, истории о Шерлоке Холмсе Конан Дойла.
Даже сейчас, приезжая к нам в гости, он берёт у нас в книжном шкафу книгу и читает, даже когда кушает, чтоб успеть прочитать. Пытается со мной обсудить Стругацких, но я, к сожалению их не читала. Любит Булгакова, По, Кинга.
Второй ребёнок – дочка Даша приучалась к чтению труднее. Да она любила слушать. Но научить её читать получилось только к шести годам. И читать она не любила. Когда после первого класса на летние каникулы задали читать по 20 минут день, для нас это оказалась самая настоящая пытка. Мы упрашивали, уговаривали, искали различные способы поощрения – ничего не помогало. Чудо случилось во втором классе, благодаря книге С.Прокофьевой «Белоснежка и принц». Крупный шрифт, красивые иллюстрации, сказочный сюжет о бедной принцессе. Прочитав всю серию о Белоснежке, стала читать другие  книги Прокофьевой.

Сейчас читает каждый день. Правда, время остаётся немного и только перед сном. Я могу сказать, что её чтением руковожу я. Рекомендую книги, которые считаю, что будут интересны и полезны. Правда она наотрез отказывается от книг жизненных, проблемных, всё подавай ей весёлое и смешное. Однажды, готовилась к мероприятию и попросила послушать её рассказ Рябинина «Он вернется» (Джери), так она уткнулась в подушку и тихонько рыдала. Больше просила такие книги не читать. Хотя надо наших сытых и всё имеющих детей чем-то пронимать.
А ещё у неё, третьеклассницы,  благодаря каждодневному чтению техника чтения поднялась до 145 слов. Каждый вечер, чтобы не случилось я читаю детям вслух. Сначала одной, потом другой. Думаю, что это очень объединяет, можно вместе обсудить прочитанное, объяснить, что непонятно.

Итак, осталось рассказать о младшей дочке Лизе. Сейчас ей пять лет. Читать не умеем. Когда пробуем, сталкиваемся с проблемой, что многие буквы не выговаривает и говорит, что не может это прочитать. Это ребёнок своеобразный. Она просит читать одни и те же книги. Так у нас самые любимыми оказались: Успенский «Поучительные истории про мальчика Яшу», Пантелеев «Рассказы про Белочку и Тамарочку» и Шмидт «Саша и Маша».

Иногда, на выходные, мы берём её послушать наши с Дашей книги. Тогда каждые пять минут сыплются вопросы о непонятных словах. Но книга, которую она прослушала от начала до конца, и которая всем нам понравилась  - ДиКамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Хотя детей не пробрало как меня. Я в конце расплакалась, а они смотрели на меня удивлённо и непонимающе.
Каждый родитель, заботясь о развитие своего ребенка, водит его на разные платные занятия, но почему не приводит в библиотеку и не читает сказки перед сном. Возможно, это отнимает свободное время, но вырастить читающего ребёнка - это здорово!

Комментариев нет:

Отправить комментарий